Структурный анализ композиции

Рогир ван дер Вейден. Евангелист Лука, рисующий Мадонну. 1440

Этой композиции присуща типичная для своего времени двойственность и многоплановость. Иллюстрация Чуда с большой достоверностью входила в прямые задачи художника. Согласно преданию, Святой Лука долго пытался написать портрет Мадонны, но никак не мог вспомнить ее черты. Тогда Мария явилась ему, чтобы помочь Луке запечатлеть ее образ. Отсюда и перспективные просторы средневекового города, подчеркивающие масштаб события, и множество деталей, точно описывающих место действия. Кто-то даже атрибутировал в пейзаже лавку с красками, где бывал мастер.

Картина легко делится на 2 части, что подтверждает история покупки Эрмитажем отдельных половинок. Очевидна и проста логика членения формата: по горизонтали – на 5 долей, а по вертикали на 15 долей. Строгое подчинение внутренней конструкции и геометрии – требование времени, как эстетическая норма.

Средняя линия не касается значимых элементов. Такое впечатление, будто автор специально продумал деления на 2 части, чтобы при распиливании ничего не повредить. Возможно, простое деление на равные части без пересечений что-то символизировало, трудно сказать. Но что точно известно — симметричная композиции, как нельзя лучше выражает величие и торжество момента во все времена.

Для симметричной двухфигурной композиции характерно наличие двух композиционных центров. Такой прием хорошо передает диалог героев ориентированный на зрителя. Лука смотрит на Мадонну. Фигура Мадонны развернута к зрителю, а младенец обращается в сторону Луки. Так, движение глаз переходит от одного к другому по кругу.

Геометрический центр находиться точно между фигурами на заднем плане, которые своим масштабом подчеркивают глубину картины и продолжают движение глаз еще дальше к горизонту.

Оптический центр расположен чуть выше геометрического в окружении волнистых берегов реки, по ступенькам которых мы зрительно поднимаемся к горизонту, небу и круглому окну. Окно схоже по площади с пространством оптического центра и этот модуль повторяется на полу и площади крыльца.

Логический центр композиции – это младенец Христос. С формальной точки зрения — это самое контрастное по яркости и форме пятно в композиции, к которому направлены взгляды. Это область повышенной детализации всего произведения. Также он находится на пересечении перспективных линий архитектурных элементов, образуя с Мадонной активный композиционный узел.

Смысловой центр находится в руках Святого. Серебряный карандаш — типичный инструмент художника того времени. Он держит карандаш почти под прямым углом к листу, не касаясь бумаги. Туда хочется заглянуть и рассмотреть божественный рисунок.

Резюме
Логический центр – фигура младенца. Композиционный узел -1
Смысловой центр – рисунок святого Луки — 2
2 композиционных центра –1 и 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *